Министерством сельского хозяйства разработана Государственная программа развития отрасли до 2020 года. В ней обобщен позитивный опыт действующей пятилетней программы и определены новые приоритеты – инфраструктура, переработка, мелиорация, экспорт, устойчивое развитие сельских территорий.
Цель – выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности и развитие экспорта через повышение инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции и продовольствия за счет снижения себестоимости производимой продукции и логистических издержек, а также обеспечения справедливого распределения прибыли (добавленной стоимости) по цепочке «производитель – конечный потребитель», включая розницу и логистику.
Что необходимо сделать? Продолжить строительство новых животноводческих комплексов, модернизировать действующие (доля современных объектов – 40–60%) для повышения конкурентоспособности с учетом присоединения к ВТО, модернизировать переработку (износ до 70%) с акцентом на региональное звено, развивать инфраструктуру, в том числе «экспортные коридоры», полностью обновить парк сельскохозяйственной техники.
1) «Карта инвестиционной привлекательности регионов», которая должна быть разработана совместно с ведущим российским (например, РА «Эксперт») или западным агентством. Основная задача – обеспечить прозрачность отечественного АПК для российских и зарубежных инвесторов, что позволит более оперативно и обоснованно принимать решения о запуске проектов.
2) Специализация регионов с учетом действующих региональных балансов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, природно-климатического потенциала и исторической специализации субъектов (экспортоориентированные, ориентированные на внутренний спрос, продуктовоспециализированные (рис, соя, др.), неблагоприятные для ведения сельского хозяйства). Это даст возможность значительно повысить эффективность использования средств государственной поддержки (по аналогии с региональными программами). При этом, выделив регионы, неблагоприятные для ведения сельскохозяйственного производства, мы «выводим» поддержку этих субъектов из-под ограничений ВТО.
3) Отказ от субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам в среднесрочной перспективе и переход к поддержке производителей в зависимости от прироста показателей деятельности / гарантий цены (при сохранении объемов поддержки). Этот метод доказал свою эффективность в рамках экономически значимых программ. При существующей практике — за счет сельского хозяйства фактически поддерживается банковский сектор.
4) Завершение процесса межевания и оформления земли в собственность (не только в фермерских хозяйствах). Земля – инвестиционный ресурс, который в настоящее время де-факто таковым не является – банки не готовы принимать не межеванную и неоформленную должным образом землю в качестве залога.
5) Создание «Единой национальной базы племенного поголовья» и чипирование всего поголовья. Должен действовать принцип — господдержка в обмен на эффективность. В настоящий момент средства направляются племенным хозяйствам вне зависимости от показанных результатов. Необходимо поддерживать хозяйства в зависимости от рейтинга поголовья в национальной базе.
6) Реализация национального проекта по точечному земледелию – формирование цифровых карт земель сельхозназначения и оснащение машинно-тракторного парка системами навигации ГЛОНАСС/GPS. Это позволит снизить производственные затраты и повысить эффективность государственной поддержки.
В дополнение к действующим механизмам поддержки фермеров необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) Развивать региональное звено переработки сельхозпродукции через сеть агропромышленных парков, учредителями которых станут фермеры. Пилотные проекты должны быть реализованы в регионах, активно участвующих в программах по семейным животноводческим фермам и начинающему фермеру. Позитивный опыт будет транслирован в другие регионы. Фактически агропромпарки, соучредителями которых будут фермеры, — эффективная альтернатива кооперации и основа модернизации региональной переработки.
2) Перевод личных подсобных хозяйств, реализующих продукцию на рынок, в категорию фермерских хозяйств. В настоящее время до 50% молока и говядины, до 80% овощей производится ЛПХ. Имея часто более низкую себестоимость продукции, чем у «товарных хозяйств», ЛПХ «портят ценовой рынок», тем самым снижая инвестиционную привлекательность АПК.
Присоединение к ВТО требует более профессионального и квалифицированного подхода в вопросах защиты отечественного рынка, но вместе с тем — расширяет возможности для отечественных компаний по экспорту своей продукции. Мы приобретаем инструменты по защите отечественных экспортеров через механизмы антидемпинговых расследований в случае необоснованного «закрытия» зарубежных рынков.
1) Четкое позиционирование России на мировом рынке продовольствия. Так же, как Китай является «мировой фабрикой», наша страна может стать «мировой житницей». Потенциал агропромышленного комплекса не используется полностью — мы можем кормить весь мир. При этом на мировом рынке Россия, скорее, должна позиционироваться как производитель чистых, не генномодифицированных продуктов. Они дороже и ориентированы на спрос в странах «золотого миллиарда», т. е. на платежеспособный спрос. Цель – в среднесрочной перспективе экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия должен стабильно занимать третью строчку в списке российских экспортных товаров – после ТЭК и металлургии.
2) Создание Экспортного агентства по сельскохозяйственной продукции и продовольствию – по аналогии с ведущими развитыми и развивающимися странами. В настоящее время принято решение о формировании штата 30 атташе по сельскому хозяйству – это должно стать первым шагом к созданию Агентства.
3) Перераспределение объемов государственной поддержки между желтой и зеленой корзиной через увеличение объемов финансирования программ по социальному развитию села, мелиорации, созданию рабочих мест в сельской местности (начинающий фермер и семейные фермы) и др., то есть тех направлений, которые не попадают под ограничения ВТО.
4) Создание государственно-частного партнерства – Фонда по защите отечественных производителей и экспортеров в рамках ВТО. Для решения возникающих вопросов фонд будет привлекать квалифицированных юристов, специализирующихся на ВТО.
5) Разработка единых правил торговли на территории Таможенного союза с целью эффективного контроля выполнения межгосударственных балансов по основным видам сырья и продовольствию.
Модернизация агропромышленного комплекса и внедрение современных технологий позволяет резко увеличить производительность труда в сельском хозяйстве. В результате – рост доходов, но вместе с тем – снижение уровня занятости сельского населения.
1) Развитие фермерства и позиционирование фермерской продукции как экологически чистой. При этом, особый акцент необходимо делать на развитии мини-переработки и «фермерских» форматов торговли – специализированные магазины и рынки.
2) Реализация проекта по повышению мобильности сельского населения. Приоритетным направлением может стать Дальний Восток. Низкая плотность населения, благоприятные природно-климатические условия, высокая зависимость региона от ввоза продовольствия создают возможности для успешной деятельности фермеров из других регионов. Будет также решаться задача социального контроля территории. Еще одно направление – миграция в города. В настоящее время в России работает более 15 млн. зарубежных мигрантов, которые потенциально могут быть заменены «внутренними мигрантами».
3) Реализация программы по развитию несельскохозяйственной занятости и, прежде всего, сельского и экологического туризма — основа сохранения традиционного уклада жизни, особенно в регионах рискованного земледелия.
4) Развитие типового деревянного домостроения с целью кратного увеличения объемов строительства жилья в сельской местности. Пилотные проекты могут быть реализованы в рамках программ по компактной комплексной застройке.
Необходимо капитализировать высокий потенциал региона с точки зрения обеспечения региональной продовольственной безопасности и развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона:
1) Разработать Федеральную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Дальнего Востока». Основными приоритетами должны стать развитие инфраструктуры, в том числе портовой и переработки, рост объемов производства и экспорта по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
2) Создать условия для привлечения на Дальний Восток инвесторов из Европейской части России, имеющих успешный опыт реализации крупных аграрных проектов. Реализация данного направления возможна в рамках проектов Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока.
Модернизация отрасли происходит во многом с использованием зарубежных технологий. Разрыв между наукой и бизнесом в России максимальный. Еще один важный вопрос – качество и уровень образования. С целью решения этих вопросов необходимо реорганизовать действующую систему науки и образования на следующих принципах:
1) Укрупнение вузов и создание в каждом федеральном округе Аграрного (исследовательского) университета с филиалами в крупнейших городах.
2) Финансирование прикладных разработок из федерального бюджета возможно только при условии софинансирования со стороны бизнеса.
3) В фундаментальных исследованиях — концентрация ресурсов на прорывных направлениях.
Реализация намеченных задач потребует изменения системы управления отраслью. Первоочередные меры должны быть следующими:
1) Региональные Министры должны назначаться по согласованию с Министерством.
2) Министерству необходимо предоставить функции управления по всей цепочке «от производства сырья до готовой продукции» - Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
3) Приватизация большинства подведомственных учреждений из-за низкой эффективности, значительных расходов на содержание.
4) Высвободившиеся средства должны быть направлены на решение приоритетных стратегических задач.
5) Развитие ИТ инфраструктуры и безбумажного документооборота с целью повышения оперативности принимаемых решений и усиления контроля за доведением и использованием поддержки федерального и регионального бюджета.