ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Создавать, совершенствовать и сохранять!

Рекомендую

7 стратегических инициатив от Елены Скрынник для устойчивого развития Агропромышленного комплекса (АПК)

Министерством сельского хозяйства разработана Государственная программа развития отрасли до 2020 года. В ней обобщен позитивный опыт действующей пятилетней программы и определены новые приоритеты – инфраструктура, переработка, мелиорация, экспорт, устойчивое развитие сельских территорий.

Модернизация АПК

Цель – выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности и развитие экспорта через повышение инвестиционной привлекательности отрасли и конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции и продовольствия за счет снижения себестоимости производимой продукции и логистических издержек, а также обеспечения справедливого распределения прибыли (добавленной стоимости) по цепочке «производитель – конечный потребитель», включая розницу и логистику.

Что необходимо сделать? Продолжить строительство новых животноводческих комплексов, модернизировать действующие (доля современных объектов – 40–60%) для повышения конкурентоспособности с учетом присоединения к ВТО, модернизировать переработку (износ до 70%) с акцентом на региональное звено, развивать инфраструктуру, в том числе «экспортные коридоры», полностью обновить парк сельскохозяйственной техники.

Механизмы реализации:

1) «Карта инвестиционной привлекательности регионов», которая должна быть разработана совместно с ведущим российским (например, РА «Эксперт») или западным агентством. Основная задача – обеспечить прозрачность отечественного АПК для российских и зарубежных инвесторов, что позволит более оперативно и обоснованно принимать решения о запуске проектов.

2) Специализация регионов с учетом действующих региональных балансов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, природно-климатического потенциала и исторической специализации субъектов (экспортоориентированные, ориентированные на внутренний спрос, продуктовоспециализированные (рис, соя, др.), неблагоприятные для ведения сельского хозяйства). Это даст возможность значительно повысить эффективность использования средств государственной поддержки (по аналогии с региональными программами). При этом, выделив регионы, неблагоприятные для ведения сельскохозяйственного производства, мы «выводим» поддержку этих субъектов из-под ограничений ВТО.

3) Отказ от субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам в среднесрочной перспективе и переход к поддержке производителей в зависимости от прироста показателей деятельности / гарантий цены (при сохранении объемов поддержки). Этот метод доказал свою эффективность в рамках экономически значимых программ. При существующей практике — за счет сельского хозяйства фактически поддерживается банковский сектор.

4) Завершение процесса межевания и оформления земли в собственность (не только в фермерских хозяйствах). Земля – инвестиционный ресурс, который в настоящее время де-факто таковым не является – банки не готовы принимать не межеванную и неоформленную должным образом землю в качестве залога.

5) Создание «Единой национальной базы племенного поголовья» и чипирование всего поголовья. Должен действовать принцип — господдержка в обмен на эффективность. В настоящий момент средства направляются племенным хозяйствам вне зависимости от показанных результатов. Необходимо поддерживать хозяйства в зависимости от рейтинга поголовья в национальной базе.

6) Реализация национального проекта по точечному земледелию – формирование цифровых карт земель сельхозназначения и оснащение машинно-тракторного парка системами навигации ГЛОНАСС/GPS. Это позволит снизить производственные затраты и повысить эффективность государственной поддержки.

Сильный средний класс — основа развития села

В дополнение к действующим механизмам поддержки фермеров необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) Развивать региональное звено переработки сельхозпродукции через сеть агропромышленных парков, учредителями которых станут фермеры. Пилотные проекты должны быть реализованы в регионах, активно участвующих в программах по семейным животноводческим фермам и начинающему фермеру. Позитивный опыт будет транслирован в другие регионы. Фактически агропромпарки, соучредителями которых будут фермеры, — эффективная альтернатива кооперации и основа модернизации региональной переработки.

2) Перевод личных подсобных хозяйств, реализующих продукцию на рынок, в категорию фермерских хозяйств. В настоящее время до 50% молока и говядины, до 80% овощей производится ЛПХ. Имея часто более низкую себестоимость продукции, чем у «товарных хозяйств», ЛПХ «портят ценовой рынок», тем самым снижая инвестиционную привлекательность АПК.

Присоединение к ВТО — риски и возможности

Присоединение к ВТО требует более профессионального и квалифицированного подхода в вопросах защиты отечественного рынка, но вместе с тем — расширяет возможности для отечественных компаний по экспорту своей продукции. Мы приобретаем инструменты по защите отечественных экспортеров через механизмы антидемпинговых расследований в случае необоснованного «закрытия» зарубежных рынков.

Какие инструменты для защиты внутреннего рынка и развития экспорта возможны?

1) Четкое позиционирование России на мировом рынке продовольствия. Так же, как Китай является «мировой фабрикой», наша страна может стать «мировой житницей». Потенциал агропромышленного комплекса не используется полностью — мы можем кормить весь мир. При этом на мировом рынке Россия, скорее, должна позиционироваться как производитель чистых, не генномодифицированных продуктов. Они дороже и ориентированы на спрос в странах «золотого миллиарда», т. е. на платежеспособный спрос. Цель – в среднесрочной перспективе экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия должен стабильно занимать третью строчку в списке российских экспортных товаров – после ТЭК и металлургии.

2) Создание Экспортного агентства по сельскохозяйственной продукции и продовольствию – по аналогии с ведущими развитыми и развивающимися странами. В настоящее время принято решение о формировании штата 30 атташе по сельскому хозяйству – это должно стать первым шагом к созданию Агентства.

3) Перераспределение объемов государственной поддержки между желтой и зеленой корзиной через увеличение объемов финансирования программ по социальному развитию села, мелиорации, созданию рабочих мест в сельской местности (начинающий фермер и семейные фермы) и др., то есть тех направлений, которые не попадают под ограничения ВТО.

4) Создание государственно-частного партнерства – Фонда по защите отечественных производителей и экспортеров в рамках ВТО. Для решения возникающих вопросов фонд будет привлекать квалифицированных юристов, специализирующихся на ВТО.

5) Разработка единых правил торговли на территории Таможенного союза с целью эффективного контроля выполнения межгосударственных балансов по основным видам сырья и продовольствию.

Развитие сельских территорий

Модернизация агропромышленного комплекса и внедрение современных технологий позволяет резко увеличить производительность труда в сельском хозяйстве. В результате – рост доходов, но вместе с тем – снижение уровня занятости сельского населения.

Какие меры необходимо реализовать для сохранения социальной стабильности в сельской местности?

1) Развитие фермерства и позиционирование фермерской продукции как экологически чистой. При этом, особый акцент необходимо делать на развитии мини-переработки и «фермерских» форматов торговли – специализированные магазины и рынки.

2) Реализация проекта по повышению мобильности сельского населения. Приоритетным направлением может стать Дальний Восток. Низкая плотность населения, благоприятные природно-климатические условия, высокая зависимость региона от ввоза продовольствия создают возможности для успешной деятельности фермеров из других регионов. Будет также решаться задача социального контроля территории. Еще одно направление – миграция в города. В настоящее время в России работает более 15 млн. зарубежных мигрантов, которые потенциально могут быть заменены «внутренними мигрантами».

3) Реализация программы по развитию несельскохозяйственной занятости и, прежде всего, сельского и экологического туризма — основа сохранения традиционного уклада жизни, особенно в регионах рискованного земледелия.

4) Развитие типового деревянного домостроения с целью кратного увеличения объемов строительства жилья в сельской местности. Пилотные проекты могут быть реализованы в рамках программ по компактной комплексной застройке.

Дальний Восток — окно в Азиатско-Тихоокеанский регион

Необходимо капитализировать высокий потенциал региона с точки зрения обеспечения региональной продовольственной безопасности и развития экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона:

1) Разработать Федеральную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Дальнего Востока». Основными приоритетами должны стать развитие инфраструктуры, в том числе портовой и переработки, рост объемов производства и экспорта по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

2) Создать условия для привлечения на Дальний Восток инвесторов из Европейской части России, имеющих успешный опыт реализации крупных аграрных проектов. Реализация данного направления возможна в рамках проектов Госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока.

Реорганизация науки и образования

Модернизация отрасли происходит во многом с использованием зарубежных технологий. Разрыв между наукой и бизнесом в России максимальный. Еще один важный вопрос – качество и уровень образования. С целью решения этих вопросов необходимо реорганизовать действующую систему науки и образования на следующих принципах:

1) Укрупнение вузов и создание в каждом федеральном округе Аграрного (исследовательского) университета с филиалами в крупнейших городах.

2) Финансирование прикладных разработок из федерального бюджета возможно только при условии софинансирования со стороны бизнеса.

3) В фундаментальных исследованиях — концентрация ресурсов на прорывных направлениях.

Новая вертикаль управления

Реализация намеченных задач потребует изменения системы управления отраслью. Первоочередные меры должны быть следующими:

1) Региональные Министры должны назначаться по согласованию с Министерством.

2) Министерству необходимо предоставить функции управления по всей цепочке «от производства сырья до готовой продукции» - Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

3) Приватизация большинства подведомственных учреждений из-за низкой эффективности, значительных расходов на содержание.

4) Высвободившиеся средства должны быть направлены на решение приоритетных стратегических задач.

5) Развитие ИТ инфраструктуры и безбумажного документооборота с целью повышения оперативности принимаемых решений и усиления контроля за доведением и использованием поддержки федерального и регионального бюджета.



Читать:

  • Сергей В. Пятенко. Книга Генерального директора;
  • Питер Ф. Друкер. Практика менеджмента;
  • Марина Мелия. Бизнес – это психология;
  • Джим Коллинз. От хорошего к великому (Good to great);
  • Ричард Бояцис, Энни МакКи. Резонансное лидерство. Самосовершенствование на основе активного сознания, оптимизма и эмпатии;
  • Дэниел Гоулмен, Ричард Бояцис, Энни МакКи. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта;


Смотреть:

TWITTER
ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ »
YOUTUBE
ВИДЕО ГАЛЕРЕЯ